Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Запятые при ссылках на великие умы: надо ли выделять оборот «по Аристотелю»?

Запятые при ссылках на великие умы: надо ли выделять оборот «по Аристотелю»?
Иллюстрация: Тим Яржомбек

В октябре пользователи интересовались выделением оборота «по кому-либо», падежными формами слова «попечение» и историей появления в России педагогичек.

Пунктуация

Вопрос: Здравствуйте. Скажите, в заголовках «Происхождение и цели государства по Аристотелю» и «Идеальное государство по Аристотелю» нужно ли выделять по Аристотелю как вводное или нет? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка: Обороты «по + имя собственное», указывающие, согласно чьему мнению, чьей точке зрения, теории и т. п. что-либо утверждается, обычно обособляются. Уточним, что обособляются они в случае, если играют роль вводных конструкций, указывающих на источник сообщения, например: По Аристотелю, не все блага равноценны: есть вспомогательные, а есть финальные. Однако такие обороты могут быть тесно связаны с какими-то словами в предложении — не только с глагольными формами, на что обычно указывают справочники, но и с существительными, о чем свидетельствуют ваши примеры. В этих случаях оборот «по + имя собственное» не нуждается в обособлении.

В приведенных примерах по Аристотелю играет роль несогласованного определения. Кстати, тот же смысл можно выразить с помощью прилагательного, то есть согласованного определения: идеальное государство по Аристотелю = аристотелевское идеальное государство. Возможность такой замены служит дополнительным доказательством того, что по Аристотелю здесь не является вводной конструкцией.

Комментарий Грамоты: Имена собственные в этом обороте чаще обозначают знаменитых мыслителей или известных в профессиональном кругу специалистов. См., например: по Гегелю, по Зализняку, по Попперу, по Хомскому. В качестве обособляемого вводного оборота выражение по кому-либо обычно используется при цитате или пересказе. В заголовках обособление обычно не требуется. Вот несколько примеров заголовков с этим оборотом: «Саморазвитие по Толстому», «Как быть умным по Пушкину», «Счастье по Аристотелю», «Страсти по Матфею», «Мир по Гарпу».

Синтаксис

Вопрос: В чем различие между на попечении и на попечение?

Ответ справочной службы русского языка: В сочетаниях существительное попечение представлено в разных падежных формах: предложного (на попечении) и винительного (на попечение) падежа. Выбор формы предопределяется нормами синтаксической сочетаемости: отдать на попечение, находиться на попечении. Существительное употребляется в той падежной форме, какая задается глагольным управлением: отдать на что? находиться на чем?

В разговорной речи глагол может быть опущен, если смысл высказывания сохраняет ясность, а лексический пропуск при необходимости легко заполняется. Например, глагол отсутствует в предложении Он на попечении моих друзей. Однако нетрудно предположить, что здесь мог быть употреблен глагол типа находится, остается. Важно еще одно обстоятельство: предложное сочетание обладает грамматическим значением; в частности, предлог и существительное на попечении выражают значение состояния, пребывания в каком-либо положении.

Интересны случаи с глаголами, при которых существительное может быть употреблено в форме и предложного, и винительного падежа. В частности, встречаются обороты оставить на попечение и оставить на попечении. В этом случае смысловое различие словосочетаний устанавливается с учетом лексического значения глагола и грамматического значения предложной конструкции. Как можно полагать, оборотом оставить на попечение может быть выражено целевое значение; при помощи оборота оставить на попечении прежде всего сообщается о состоянии, в каком окажется кто- или что-либо после выполнения действия.

Комментарий Грамоты: Несомненно, подобные грамматические задачи помогают решать толковые словари русского языка. Но обсуждаемая коллизия дает повод и для критического замечания: лаконичная, сокращенная подача примеров в словарной статье иногда лишает читателя возможности получить точный ответ: Оставить детей на п. бабушки. Дополнительные трудности создает то обстоятельство, что вне рассматриваемого оборота существительное попечение (житейское попечение, общество попечения, отложить попечение...) в современной речи употребляется редко. В «Русском семантическом словаре»1 это существительное снабжено пометой книжное:

ПОПЕЧЕ'НИЕ, -я, ср. (книжн.). Внимательное и постоянное наблюдение, забота. Оставить детей на п. бабушки. Имение на попечении управляющего. ♦ Отложить попечение о чём (устар.) — перестать заботиться, думать о чём-н. 

В результате конструкция на попечении постепенно перестает восприниматься как полнозначное словосочетание; выражения оставить на попечении кого-л. и оставить на попечение кому-л. сближаются по значению с оставить кому-л. / с кем-л. / у кого-л., а по форме — с составными предлогами в течение или на протяжении. 

Словообразование

Вопрос: У Достоевского встречается педагогичка. Это слово возникло от педагог по аналогии с другими феминитивами на -ичка (как медик — медичка, но только с помощью цельного суффикса -ичк, а не -ик + ) или в результате сокращения от прилагательного (как технический — техничка)?

Ответ справочной службы русского языка: На ваш вопрос отвечает Ирина Владимировна Фуфаева, кандидат филологических наук, научный сотрудник Лаборатории социолингвистики РГГУ, автор книги «Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция» (М., 2020).

Феминитив педагогичка возник после появления в Санкт-Петербурге в 1859 году первых педагогических женских курсов при Мариинской гимназии. Затем такие курсы появились и при других гимназиях. Педагогичками стали называть девушек, которые там обучались. Феминитив был образован от прилагательного педагогический с суффиксом -к(а), а не от существительного педагог, отличался от него по смыслу и был непарным. 

В переписке И. А. Гончарова с великим князем Константином Константиновичем в 1889–1890 годах встречаются номинации, видимо, одной и той же девушки: бывшая педагогичка, воспитанница Женских Педагогических курсов, бывшая слушательница Педагогических курсов, ср:

  • Недавно я имел маленькое сведение о Вашем Высочестве от воспитанницы Женских Педагогических курсов, где Вы… удостоили присутствием их классы. Кстати о воспитанницах. Одна из них, именно Трейгут находится на 3м курсе (И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1889));
  • Я знаю, что вам трудно писать, но может быть барышня Трейгут, бывшая слушательница Педагогических курсов, с ваших слов напишет несколько строк для нашего успокоения (Константин Константинович (К. Р.). Письмо И. А. Гончарову (1890));
  • — В добавок дети ее, девочки, в том числе и бывшая педагогичка, уехали на какой-то вечер в Коломенскую Гимназию (И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1890)).

При этом, поскольку выпускниц курсов тоже называли педагогичками и они работали педагогами (учительницами и гувернантками), слово естественным образом сблизилось с существительным педагог. Далее существительное стало употребляться как феминитив к слову педагог, хотя первое значение у него сохранялось и в раннесоветское время.

Комментарий Грамоты: В текстах основного корпуса НКРЯ обнаруживается 25 вхождений слова педагогичка. Первое упоминание (у М. Е. Салтыкова-Щедрина) относится к 1884 году. Наиболее позднее употребление (в контексте описания лекции в вузе) отражает современное значение этого слова — женщина-педагог:

  • ...остальные двадцать человек, вчерашних прилежных учениц и завтрашних придирчивых педагогичек, с откровенным недовольством раскрыв тетради, принялись механически записывать за Бельским каждое из его мудрых слов (Светлана Крещенская. Вечерний променад // «Менестрель», 2013).
Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Фамилия, имя... матчество?

Лексические единицы, связанные с гендером, не ограничиваются феминитивами

В каких ситуациях можно использовать слово «инаугурация»?

Каждый месяц наша справочная служба выбирает и комментирует три вопроса пользователей

Когда докторша стала врачом

Непростая судьба феминитивов для профессий

все публикации

Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов

Исследователи рекомендуют увеличивать словарный запас детей тремя способами


Чтение: практика, меняющая сознание

Пять книг о том, зачем мы читаем и как получить от этого занятия пользу и удовольствие


Вышел первый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

«Фреш», «бишь» и научная терминология до Ломоносова 


Зоолог Арик Кершенбаум: «Мы все хотим знать, что говорят животные»

Интервью с автором новой книги о коммуникации в дикой природе


Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни