Настоящее исследование охватывает проблемы движения сюжетов в русской литературе XIX века. Авторами устанавливаются закономерности и тенденции в трансформации классических фабул, мотивов, философских вопросов, намечаются основные этапы их освоения. Авторы – И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов.
Введение
Художественный мир комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Когда ум с сердцем не в ладу...» (Категория ума и ее интерпретация в русской литературе)
Философские мотивы лирики А. С. Пушкина
Основные мотивы поэзии М. Ю. Лермонтова
Традиции русской лирики в творчестве Н. А. Некрасова
«Луч солнца золотой...» (Светопись русского пейзажа)
Поэтика романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Философский роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«У Ваших ног я признаюсь!» (сюжет объяснения в любви в русском романе)
Новаторство драматического конфликта комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Своеобразие повествовательной манеры в поэме «Мертвые души»
«Ошибки отцов» и «поздний ум» детей (Конфликт поколений в русской литературе)
Идеологическая полемика в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
«O RUS! О РУСЬ!» (Ландшафты национальной души)
Специфика конфликта в пьесах А. Н. Островского
«...Мошенничество... обман... взятки... общее безобразие!..» (Образ денег в творчестве Островского, Салтыкова-Щедрина, Лескова)
Поиски альтернативы преступному состоянию мира в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
«Что в имени тебе моем...» (Именотворчество в русской литературе)